Речь Посполи́тая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также частично на территориях России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии.
При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и
Великое княжество Литовское имели различные административный аппарат,
казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый
сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией Девиз
Si Deus Nobiscum quis contra nos (лат.)
(Если с нами Бог, то кто против нас?)
в XVIII веке: Pro Fide, Lege et Rege (лат.)
(За веру, короля и закон) Государственное устройство
Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» —
польского и литовского, под которыми понималась совокупность
представителей шляхетского сословия
Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Верховная
власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно
избираемому монарху, носившему единый титул короля польского и великого
князя литовского, русского и жемайтского. Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. В состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство, Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках,
представлявших собой специально созываемые перед началом работы Сейма
собрания местной шляхты. Каждый повет отправлял на сейм два посла,
которым вручались составленные на сеймике инструкции, отражающие позицию
шляхты повета по обсуждаемым на Сейме вопросам[4].
Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию
органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму
реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся
расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все
представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в
управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших
землевладельцев — магнатов.
Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском,
однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве
Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима о
магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на
должности и улучшения своего экономического положения. По мере
расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в
упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно
отсутствие влияния центральной власти на регионы[5].
Избрание монарха происходило на проводившимся в окрестностях Варшавы
элекционном сейме, принять участие в котором могли все шляхтичи. Право
быть избранным также имел каждый каждый шляхтич, при этом в большинстве
случаев кандидатами на престол становились представители иностранных
династий. Избираемый пожизненно монарх не имел права передачи трона по
наследству, издание противоречащих законам декретов (привилев), а также ареста шляхтича без суда. Дополнительные ограничения на королевскую власть накладывали так называемые генриковы артикулы,
принимаемые монархом перед вступлением на престол. Политические и
финансовые обязанности монарха определялись ещё одним обязательным
соглашением, известным как Pacta conventa.
Подписанием этого договора король и великий князь отказывался от
передачи трона по наследству, обязывался править в согласии с
королевским советом из 18 сенаторов, не реже раза в два года созывать
Сейм, без разрешения которого не объявлять войны и мира и не вводить
новые налоги. На территории Великого княжества Литовского условия
правления великого князя определились также положениями Литовского статута[4].
История
Создание
Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния,
по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим
монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя
литовского), общим сеймом,
единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части
сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско,
суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных
сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные
территории на юге, Подолье, Киевщину, Волынь.
История
герб Речи Посполитой в 1617
Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют настоящим «Золотым веком», каким он был для нобилитированного меньшинства страны (шляхты),
составившего его элиту. Второе столетие характеризуется военными
поражениями, в том числе катастрофическими демографическими потерями в
ходе так называемого Шведского потопа, Русско-польской войны 1654-1657 годов, Великой северной войны.
В 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния.
Входя в унию, польское правительство, рассчитывало на то, что
соединение двух христианских исповеданий приведёт и к политическому
объединению славянских народов. Но на практике случилось обратное.
Некоторые польские историки, как, например, М. Бобржинский,
считали, что «Брестская уния, вместо того, чтобы привести к
религиозному единству, вызвала раскол в русском населении и часть его,
оставаясь верной Восточной Церкви, была враждебно настроена в отношении
униатов и поддерживавшей их Польши». Наименее всего уния была успешна на
Украине.
Политика полонизации
и религиозного гнёта вызывала недовольство православных
восточнославянских народов, усиление эксплуатации которых означало
возвращение к крепостничеству. Усилились народные восстания, нарастала анархия
в политической жизни страны. Последние годы её существования
характеризовались неудачными попытками модернизации и проведения
демократических реформ.
В конце XVI, начале XVII веков Речь Посполитая принимала участие в
военных конфликтах почти со всеми своими соседями. В 1605—1618 годах
польский король Сигизмунд III попытался воспользоваться Смутным временем в России
для укрепления своего влияния в Российском государстве, вплоть до
присоединения российских земель к Речи Посполитой в качестве третьей
составной части государства. В начале XVII века Сигизмунд III попытался
отстоять своё право на шведский престол, в силу чего пришлось принять
участие в войне в Ливонии. Также польские дворяне, иногда с позволения короля, а иногда вопреки его воле принимали участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. В то же время некоторые польские подразделения приняли участие в Тридцатилетней войне на территории Священной Римской империи.
В этот день Православная церковь почитает пророка Амоса.
Придет пророк Амос — пойдет в рост и овес.
Кто сеет после Амоса прост бывает: хлеб не вызревает.
Родившимся в этот день сопутствует счастье. Им следует носить берилл.
|