Благовещение Пресвятой Богородицы.
"В
шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский,
называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома
Давидова; имя же Деве: Мария."
Так начинается евангельское повествование о событии, получившем
название "благовещение", что значит "добрая, радостная весть". Этому
событию посвящен и двунадесятый праздник - праздник Благовещенья,
принадлежащий к древнейшим праздникам в честь Богородицы, указания на
который идут от IV века. Святитель Иоанн Златоуст называет Благовещенье
"первым праздником" и "корнем праздников". Также и Шестой Вселенский
собор 52-м своим правилом постановил в день Благовещенья совершать
литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров, совершаемую в
великопостное время.И в народе этот праздник считается величайшим,
несущим с собой покой и радость.
Отчего же так почитается это событие и Вселенской Церковью и даже
людьми нередко весьма далекими от Церкви Христовой? Что возвестил Ангел
Деве Марии? "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с
Тобою; Благословенна Ты между женами", - повествует далее Евангелие от
Луки.
Какое странное приветствие! Гавриил, предстоящий пред Богом,
приходит на землю и произносит слова, которые никогда за всю историю
человечества не были обращены ни к кому из смертных: ни к женам, ни к
великим мужам.
"Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие".
Предание церковное говорит нам о том, что до 15 лет Пресвятая
Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии приносили Ей утешение и
наставляли Ее. Именно поэтому, когда Ангел явился Ей на этот раз, Мария
не испугалась самого самого появления небесного посланника, а лишь
смутилась, ибо понимала, что ни к кому из человеков еще не были обращены
такие слова. "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела
благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему
имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему
Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом
Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Таким образом, Архангел
Гавриил возвестил Пресвятой Деве древнее пророчество Книги псалмов:
"Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом
отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты
поклонись Ему", что открывает человеческое рождение Христа от Девы.
Именно от Нее должен родиться долгожданный Спаситель миру, Мессия,
Помазанник, Который будет царствовать во веки и Его Царству не будет
конца - вот Кто должен от Нее родиться.
Предание говорит, что Мария давала обет девства, и ее муж - Иосиф
был хранителем девства. Верность слову, данному Богу, обет, о нарушении
которого Мария не могла и помыслить, вызывают в Ней изумление: "Как
будет это, когда я мужа не знаю?". В этих словах мы обнаруживаем
подлинную премудрость Пресвятой Девы. Ибо Она поступила не так, как
поступила прежде Нее Ева, внявшая в райском саду сладким речам змия.
Святая не приняла сказанного безрассудно, но по сути повторила данный Ею
обет.
И тогда Ангел подтверждает свое Небесное посланничество и
разрешает Ее сомнение: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего
осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Гавриил
открывает таким образом зачатие,что зачатие это будет не по естеству
человеческому, но сверхестественным порядком, что обет девства не будет
нарушен и Мария всегда будет именоваться Приснодевой.
И чтобы окончательно развеять все сомнения, относительно
возможности подобного, подчеркивает всемогущество Божии: "Вот и
Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала в
старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется
бессильным никакое слово. Но посмотрим, что говорит Мария на это?
Продолжаются ли Ее сомнения, сопротивляется ли Она этому благословению?
Евангелист пишет: "Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне
по слову твоему". VСвятой Афанасий Великий так комментировал эти слова:
"Всесвятая Дева, сказав: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову
твоему", - выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет
все, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет".
"И в это же мгновение, - пишет Димитрий Ростовский, - действием
Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без
услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее
духа и зачался Сын Божий, "И Слово стало плотию, и обитало с нами". Вот
почему Церковь Христова призывает нас радоваться.
Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое
событие в жизни всего человечества - Архангел Гавриил в святом
благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление,
что Христос, обетованный Миссия, родится от Девы Марии.
Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня.
Настало время исполнения святого обещания Господа о "Семени жены,
Которое сотрет главу змия".
Этот день - начало нашего спасения, о чем Святая Церковь
непреложно свидетельствует: "Днесь спасения нашего главизна, и еже от
века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать
благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся
Благодатная, Господь с Тобою".
7 апреля православные празднуют
Благовещение - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем
рождении Иисуса Христа. Событие это описано апостолом Лукой. По мнению
богословов, слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная» - стали
первой «благой» вестью для человечества после грехопадения.
Современное
название праздника стало употребляться с VII века. Сегодня, согласно
церковным канонам, нельзя работать. В народе говорят, что на
Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». Особо
ленивые и такую примету выдумали: в какой день недели выпадает
Благовещение, в тот во весь год никакого дела не начинать. Но это уже,
конечно, перебор...
Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с
яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать
Божью и Гавриила-Архангела урожаем». Крестьяне верили, что на
Благовещение открывается небо, потому выпрашивали себе богатство и
счастье. Правда, если при этом ничего не делать не только в этот день,
но и во все остальные, то благосостояние, конечно, не улучшится...
Также
была традиция выпускать птиц на волю из клеток. Еще считалось, что если
от утра до полуночи назвать мужа сорок раз «милый», он весь год будет
любить и холить. Проверить, конечно, можно. Главное не забыть при этом
«милого» покормить. А то словами, как известно, сыт не будешь.
Благовещение
считается днем пробуждения природы от зимнего сна. Поэтому принято
совершать очистительные обряды: прыгать через костер, умываться талой
водой, чтобы снять все хвори, окуривать зимнюю одежду.
Из
погодных примет превалируют такие: мороз на Благовещение - к урожаю
яровых и огурцов; дождь - уродятся рожь, грибы, будет удачный лов рыбы;
гроза - к теплому лету и урожаю орехов.
В этот день, по преданию, Архангел Гавриил сообщил Деве Марии, что она родит Божественного Младенца.
Третья встреча весны.
В этот день гады, змеи, лягушки и мыши выходят из укрытий.
Пробуждаются пчелы и медведи.
Коли ночь на Благовещенье теплая, весна будет дружная.
Если весна до Благовещенья — много морозов впереди.
Каково Благовещенье, таково и Светлое Христово Воскресенье.
На Благовещенье дождь — уродится рожь: густа, да колосиста, да умолотиста!
Гроза — к теплому лету и урожаю орехов.
На Благовещенье солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего.
На Благовещенье день красный, весь год будет пожарным!
Если на Благовещенье мороз, то будет урожай на грузди.
Звезд мало на небе, будет мало яиц.
Благовещенье без ласточек — холодная весна.
Зимний путь рушится или за неделю до Благовещенья, или на неделю позже.
Если на Благовещенье снег на крышах лежит, лежать ему до Егория (6 мая).
Дождь на Благовещенье сулит грибное лето и изобилие ржи. Для рыболовов — спорый ход красной рыбы.
На Благовещенье и ворон гнезда не завивает!
Люди, работающие на Благовещенье, подвергнутся несчастью.
Накануне Благовещенья жгли старые соломенные постели, окуривали дымом зимнюю одежду, чтобы отогнать нечисть.
Сжигают мусор, чтобы отогнать змей.
Если в этот день за едой пролить капли и уронить крошки — будет много мух и блох в доме.
На Благовещенье в доме нельзя мести.
На Благовещенье под дымом не сидят, то есть не жгут огня.
Если в этот день будешь здоров, сыт и одет и у тебя будут деньги, то все это у тебя пребудет в течение года.
На Благовещенье не надевают новой одежды, иначе с ней что-либо случится.
На Благовещенье воры заворовывают на весь год.
Выпускают птиц на волю.
Умываются водой из источника от коросты.
Благовещенская святая вода хранится весь год. Ее дают пить больным натощак.
Благовещенскую золу берегут для огорода.
Родившимся в этот день следует носить агат.
|