Братья Люмьер не были изобретателями кино. Что это за звание такое вообще? Заслуга братьев Люмьер перед кинематографом состоит в следующем:
чтобы не скучно было читать, весь пост проиллюстрирован общими фотографиями братьев Люмьер в хронологическом порядке. да, это братья Люмьер.
1. они не изобрели кинокамеру. Но они её усовершенствовали и создали компактную (удобную, переносную) кинокамеру.
Приборы, которые позволяли снимать и показывать движущиеся изображения, уже были изобретены (причём несколькими людьми в разных концах Земли и почти одновременно). В 1984 году отец братьев, Антуан Люмьер, привёз из Парижа чудо техники – кинетоскоп Эдисона. Это была громоздкий прибор, смотреть кино можно было только по одному, приставив глаз к специальному окошечку (подробнее про кинетоскоп можно прочитать тут: http://tomasedison.ru/kinetoscop ). кудрявый - Огюст, старший брат (научиться различать братьев можно тут) Луи Люмьер создал на его основе новое устройство - синематограф. Его синематограф стал настоящим портативным съёмочным ателье. Кинокамера была более лёгкой, удобной, с удовлетворительной скоростью съёмки. На этом же аппарате можно было печатать позитивы. К тому же синематограф использовался и как проектор: достаточно было открыть заднюю дверцу, установить за плёнкой источник сильного света, и отдельные кадры, сменяя друг друга незаметно для глаза, создавали движущееся изображение. (понятнее и нагляднее об его устройстве – здесь (в конце поста, ищите бонус с видеороликом «Хочу всё знать»). братья Люмьер с матерью
2. они провели первый платный киносеанс – и с этого дня принято отсчитывать историю кинематографа как жанра искусства. 28 декабря 1895 года – официальная дата рождения кинематографа. В этот день состоялся первый публичный платный кинопоказ * он проходил в Париже * в подвале «Гран-кафе» (адрес: бульвар Капуцинок, 14) * показ назывался «Синематограф братьев Люмьер»
Вот программа первого киносеанса в истории человечества: 1. «Выход рабочих с фабрики» 2. «Вольтижировка» 3. «Вылавливание красных рыбок» 4. «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе» 5. «Кузнецы» 6. «Политый поливальщик» 7. «Завтрак младенца» 8. «Прыжок через брезент» 9. «Площадь Корделье в Лионе» 10. «Морское купание».
Все фильмы были немыми и короткими (не более минуты). Оранжевым цветом в списке выделены ссылки на фильмы, о которых есть отдельные офигенные посты (конечно, в постах их можно посмотреть онлайн). А вот устроить себе праздник и посмотреть все фильмы из программы первого в истории кинопоказа онлайн вы можете в этом посте.
это не три брата Люмьер, а братья Люмьер с отцом. в это сложно поверить, но младший брат Луи - тот, который выше 3. они сняли первый игровой (постановочный) фильм – «Политый поливальщик».
самая попсовая и известная в этих ваших интернетах фотография братьев Люмьер
добро пожаловать на самый первый киносеанс в истории человечества! жмите "читать дальше" и приятного просмотра :-)
28 декабря 1895 года – официальная дата рождения кинематографа. В этот день состоялся первый публичный платный кинопоказ: * его проводили, разумеется, братья Люмьер * он проходил в Париже * в подвале «Гран-кафе» (адрес: бульвар Капуцинок, 14) * показ назывался «Синематограф братьев Люмьер»
На показе демонстрировалось 10 фильмов. Все они были немыми и короткими (не более минуты). Обратите внимание, знаменитого "Прибытия поезда" здесь не было. Два фильма из списка - самых известных - мы здесь не публикуем. Вы можете посмотреть эти фильмы в постах, посвящённых им (нажмите на оранжевую ссылку в названии). В постах огромное количество бонусов и всё очень подробно и ярко, вам понравится :-)
Фильмы ниже - не так раскручены, как "Прибытие поезда", но, чёрт возьми, если вас потрясло "Прибытие" - это же его ровесники! Они были сняты тогда же, им больше ста лет!
Итак, давайте вместе посмотрим программу первого в истории киносеанса :-)
1. «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (более подробно ниже)))) 2. «Вольтижировка»
3. «Вылавливание красных рыбок»
4. «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе»
5. «Кузнецы»
(не обращайте внимания - тетёчка, которая мелькает весь ролик, исполняет песню, звучащую на заднем фоне. фильм повторяется здесь несколько раз. его действительный конец - когда кузнецам приносят воду. дальше действительно ничего нет)
самое время посмотреть "Выход рабочих с фабрики Люмьер"
ХОЗЯЮШКЕ НА ЗАМЕТКУ это важно знать о фильме! самые главные факты, которыми можно блеснуть
* полное название мы не написали в заголовке, чтобы не было тавтологии. Вот оно: "Выход рабочих с фабрики Люмьер в Лионе" * не опозорьтесь: фабрика принадлежала не братьям Люмьер, а их отцу. И выпускала фотопродукцию (подробности о фабрике смотрите ниже, в главе "О съёмках")
О ФИЛЬМЕ
* наряду с «Прибытием поезда», это один из самых известных фильмов братьев Люмьер * это первый фильм в истории кино (вот здесь можете узнать всё подробно, ищите в посте 2 пункт) * на самом деле, фильм был показан публике впервые не в день рождения кинематографа (та же ссылка, что и выше), а раньше - 22 марта 1895 года на конференции, посвящённой развитию французской фотопромышленности
ОНЛАЙН КИНОЗАЛ
ребята, существует 3 версии фильма! все три официально признаны, и про все три писали газеты в то время. вот как можно их различать: 1 версия - собака выбегает в самом начале и будет с нами почти весь фильм. Во всём мире эту версию называют "1 лошадь" - ближе к концу появится повозка с одной лошадью. 2 версия - "2 лошади" - ближе к концу появляется повозка с двумя лошадьми 3 версия - выезжает велосипедист, вместе с ним выбегает собака. Велосипедист чуть не падает. Сейчас вы увидите все три версии. Они будут идти подряд, через затемнение :-)
О СЪЁМКАХ
А теперь мы расскажем, что это за «фабрика Люмьер». Вот адрес фабрики (на минуточку – её уже не существует): г. Лион, Монплезир, улица Сен-Виктор (теперь переименована в rue du Premier-Film ), 25.
все эти здания - и есть та самая фабрика
Антуан Люмьер (папа братьев, его фотографию с сыновьями можно найти в посте про братьев Люмьер) купил в 1882 году в Лионе большой участок земли, на котором выстроил завод. Крупнейший в Европе завод фотопродукции. Не забывайте, папа Люмьеров зарабатывал на жизнь производством фототоваров, и те самые братья Люмьер – тоже (Луи Люмьер вообще изобрёл способ изготовления цветных фотографий – посмотрите их и прочитайте про способ). «Фабрика Люмьер» была выстроена для производства фотопластин. кадр из фильма для сравнения с фотографиями (ниже)
Антуан Люмьер (отец) в начале работы фабрики чуть не обанкротился, но его спасло изобретение сына – Луи Люмьера (один из знаменитых братьев) – пластины для фотографирования«Голубые этикетки». До «Голубых этикеток» фотографировали на серебряные пластины (если занудно: сухие пластины, покрытые желатиновой эмульсией бромистого серебра). Была большая сложность: процесс фотографирования был очень долгим. А вот Луи изобрёл новый состав для покрытия пластин, который позволил производить быструю фотографию. Фабрика была огромной и включала в себя большое количество зданий. Почти все они были разрушены в 1975 году. Остался только 1 ангар (как раз из него и выходят рабочие в фильме).
разрушенный ангар из первого фильма в истории человечества
Но власти обратили на ангар внимание, и он стал считаться историческим памятником. Сейчас как раз в здании этого ангара находится Институт Люмьер (про него – ниже, в первом бонусе). перед Институтом стоит стекло, на котором изображена сцена из "Выхода рабочих"
А теперь – самое интересное. Давайте заглянем на другую сторону экрана. Хотелось сказать эффектно, но смысл простой: зайдём на фабрику и посмотрим на рабочих до того, как они выйдут с фабрики и войдут историю.
это как раз фотопластины
да-да, эти фотографии - ровесницы фильма и были сделаны именно на фабрике братьев Люмьер
вы же обратили внимание, что большинство выходивших с фабрики рабочих - женщины?
да, здесь работало огромное количество женщин. Кого-нибудь из фильма узнали, м?
+ вот здесь можно онлайн пошляться по тому самому зданию из самого первого фильма в истории кино (на самом деле, это просто панорама в 360 градусов): http://www.institut-lumiere.org/francai....ex.html кстати, внутри висит портрет Хичокока, а на двери – плакат фильма «В случае убийства набирайте М»
+ вот здесь можно сравнить все три версии фильма
+ вот как выглядел бы фильм, если бы был цветным. Да и вообще, современным:
+ наденьте стереоочки и посмотрите объёмную 3D версию:
+ современная съёмка, которую назвали "Ремейк 2011"
Друзья, есть 2 версии фильма! (посмотреть фильмы можно ниже) Как их различить:
1 версия: точно Люмьеровская (на это как бы намекает первый титр с номером фильма в каталоге Люмьер. Выглядит так: Lumière № 99). Здесь садовник мстит мальчишке тем, что его обливает. Мальчишка – без жилетки, у садовника – огроменные усы и галстук.
2 версия: Наверняка принадлежит Люмьерам (мальчик в жилетке - не как в первой версии - изображён на рекламном плакате синематографа (он будет чуть ниже)). Великолепного качества нет, и сложно разглядеть фильм как следует. Кажется, шланг то же самый, и мальчишка, и садовник – тоже. Но сад выглядит по-другому, у садовника незаметны его усы (а они огромные!), и мальчик в жилетке, и волосы его длиннее. В этой версии садовник мстит мальчишке тем, что отшлёпывает его.
ХОЗЯЮШКЕ НА ЗАМЕТКУ это важно знать о фильме! список самых главных знаний, которыми можно блеснуть
* это не первая комедия в истории человечества. Не забывайте, что в то время существовал (и был очень популярен) театр. Первая комедия – его приоритет. Но это первый комедийный фильм в истории человечества * фильм снимался там же, где было снято то-самое-знаменитое «Прибытие поезда» - во французском приморском городе Ла-Сьота (здесь жили Люмьеры со своим семейством, здесь у них было поместье) * вас удивит продолжительность фильма: 40 секунд
это плакат, рекламирующий синематограф братьев Люмьер (их изобретение и платные показы). Он важен тем, что параллельно служит ещё и первой афишей фильма - на экране изобразили сцену именно из "Политого поливальщика" О ФИЛЬМЕ
* первый фильм в истории кино (прочитать об этом можно вот здесь, во втором пункте поста) * а ещё и первый игровой (постановочный, не документальный) фильм в истории кино * первый комедийный фильм в истории кино (подробности – выше, если вы их ещё не читали) * единственный известный игровой фильм братьев Люмьер (все остальные - документальные)
О ЧЁМ ФИЛЬМ
Обычный комедийный сюжет: мальчик наступает на шланг садовника, и вода перестаёт течь. Когда садовник заглядывает в шланг, мальчик убирает ногу, и вода выливается в лицо садовнику. Садовник обижен и мстит мерзкому мальчишке.
ОНЛАЙН КИНОЗАЛ
О СЪЁМКАХ
Да, это первый фильм в истории человечества, к которому можно применить фразу «в главных ролях». Итак, в главных ролях – все свои. Люмьеры не ходили далеко за актёрами. Роль садовника исполнил Франсуа Клер (François Clerc) – садовник семейного поместья Люмьер в Ла-Сьота. Роль пакостного мальчика сыграл Леон Тротоба (для него в разных источниках указывают разные имена, и истину уже хрен восстановишь: Léon Trotobas, или Benoît Duval, или (как его подписывают иногда) Daniel Duval). Уже неизвестно, кто это был: либо сын одного из слуг, либо несовершеннолетний ученик плотника с фабрики Люмьер. Откуда взялся сюжет фильма – вопрос спорный. По одной версии, именно так любил забавляться Эдуард Люмьер (простите за тавтологию, младший брат братьев Люмьер).
вот он, Эдуард Люмьер По другой – это традиционный сюжет комических комиксов для детей 19 века Подумайте сами. Вот пример подобных комиксов: комиксы художника Herman Vogel, опубликованы в 1887 году
По другой – это традиционный сюжет комических комиксов для детей 19 века Подумайте сами. Вот пример подобных комиксов: комиксы художника Herman Vogel, опубликованы в 1887 году
БОНУСЫ
+ Жорж Мельес снял фильм с таким же названием и сюжетом - «Поливальщик» (был снят годом позже Люмьеровского, в 1896 году). Мы не смогли найти фильм, чтобы показать его вам (для сравнения)– до 2009 года фильм считался утерянным. И сейчас его в сети нет (наверху – 2 версии «Политого поливальщика». Мы правда не знаем, принадлежат ли обе Люмьерам. Но так написано везде, поэтому будем считать, что вторая версия снята братьями Люмьер, а не Жоржем Мельесом. Всё-таки, фильмы и действующие лица очень похожи). Мельес вообще важен, и в истории кино он считается главным соперником братьев Люмьер. Люмьеры – родоначальники документального кино, Мельес – игрового, постановочного. И это справедливо: да, Люмьеры сняли первый постановочный фильм, но больше этим не занимались, и прославились своими документальными кадрами. Зато этим занялся Мельес.
+ А вот пародия на «Политого поливальщика» от всеобщих любимцев «Монти Пайтон». Это скетч «The Wacky Queen» про Королеву Викторию (её играет Терри Джонс) и лорда Гладстона (его играет Грэм Чэпмен). Закадровый текст на английском языке. Вот помощь для тех, кто знает английский, но плохо воспринимает его на слух: http://orangecow.org/pythonet/sketches/wacky.htm
+ название фильма на французском языке – «L'Arroseur arrosé». Первоначально он назывался по-другому «Le Jardinier et le petit espiègle» («Садовник и маленький озорник»)
+ памятник по мотивам фильма в Безансоне (город во Франции)
+ выше (в главе «О съёмках») написано, что сюжет был стырен братьями Люмьер из популярных детских комиксов. Вот примеры таких комиксов (чтобы увеличить картинку, нажмите на неё). Все они были нарисованы и изданы до фильма «Политый поливальщик». А вот здесь можно подробнее почитать об этих комиксах и узнать об их авторах: http://topfferiana.free.fr/?p=2581
фильм существует в двух версиях, друзья! В каталоге братьев Люмьер они обе идут под одним порядковым номером, но отличаются друг от друга. Более известна вторая версия фильма. Всё о фильме - ниже.
ХОЗЯЮШКЕ НА ЗАМЕТКУ это важно знать о фильме! список знаний, которыми можно блеснуть:
* полное название фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» * это не первый фильм в истории кинематографа. 28 декабря 1895 года - официальная дата рождения кинематографа. Потому что именно в этот день состоялся первый публичный платный кинопоказ. Он проходил в Париже и на нём показывались фильмы братьев Люмьер (вот здесь можно посмотреть все фильмы из программы кинопоказа онлайн). Но «Прибытие поезда» не демонстрировалось, его покажут только через год. * фильм удивит вас своей продолжительностью: 50 секунд * это вы точно не знали: братья Люмьер пытались снять фильм в 3D (они проводили соответствующие опыты), и он даже был показан в таком формате в 1935 году на заседании французской Академии наук. Правда, не изначальный фильм, его пересняли для 3D формата.
та самая станция Ла Сьота теперь
О ФИЛЬМЕ:
* самый известный фильм за всю историю кино. О нём все слышали, но его мало кто видел. * это, пожалуй, самый первый настоящий фильм: во- первых, здесь используются сразу 3 разные крупности: общий, средний и крупный план во-вторых, впервые были использованы все возможности камеры – был выбран необычный ракурс съёмки. * первый фильм, который произвёл на зрителя бешеное впечатление Вы все слышали эту байку: зрители думали, что поезд - настоящий, запаниковали и повскакивали с мест. Были обмороки.
сегодня на том же месте кадр из фильма
О ЧЁМ ФИЛЬМ:
что здесь есть: остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и движущиеся вдоль вагонов люди.
Ла-Сьота (ударение на последнюю букву – СьотА – это же французское название) – приморский город на юге Франции, возле Марселя. Собственно, снимали здесь, потому что в это время в Ла-Сьота проживала семья Люмьер. Фильм был снят в 1895 году, но показан только на следующий год – в январе 1896. Фильм не монтировался и снимался за один раз (без отключения камеры). У камеры был объектив с большим фокусным расстоянием – это позволило достигнуть значительной глубины резкости, от одного метра до бесконечности). Обратите внимание на женщину в накидке в клетку (вторая версия фильма) – во многих источниках говорится, что это – мать Люмьеров. Решайте сами: посмотрите нечёткие кадры фильма и сравните их с невнятными фотографиями семьи Люмьер.
мать братьев - посередине в плетёном кресле она же, опять посередине с седыми волосами А нам кажется, что больше похожа вот эта женщина.
кадр из фильма: женщина с ребёнком в светлой шляпке
БОНУСЫ:
+ посмотрите «Прибытие» в 3D: http://www.youtube.com/watch?v=BcvCeB4Vrh0 + фильм, снятый через сто лет на том же месте и той же камерой. Патрис Леконт снял его в рамках проекта «Люмьер и компания» http://www.youtube.com/watch?v=TqF_F386vNA + Максим Горький – современник фильма. Вот отрывок из его статьи (опубликована под псевдонимом «M. Pacatus»): "И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока".